31 авг. 2012 г.

Возвращаясь к семи привычкам

Возвращаясь к семи привычкам высокоэффективных людей, давайте выделим уникальные человеческие дарования, соответствующие каждой из этих привычек. С привычками 1, 2 и 3 связаны первичные человеческие дарования. Когда они используются человеком во всей своей полноте, реализация привычек 4, 5 и 6 позволяет обрести вторичные дарования. А способность, связанная с привычкой 7, позволяет обновлять процесс роста и развития.





 




СЕМЬ УНИКАЛЬНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДАРОВАНИЙ


 


Стивен Р.Кови
Ноябрь 1991


Возвращаясь к семи привычкам высокоэффективных людей, давайте выделим уникальные человеческие дарования, соответствующие каждой из этих привычек.


С привычками 1, 2 и 3 связаны первичные человеческие дарования. Когда они используются человеком во всей своей полноте, реализация привычек 4, 5 и 6 позволяет обрести вторичные дарования. А способность, связанная с привычкой 7, позволяет обновлять процесс роста и развития.


Первичные человеческими дарованиями являются: 1) самоосознание, 2) воображение и совесть и 3) сила воли. К вторичным дарованиям относятся: I) менталитет изобилия, 2) мужество и чуткость и 3) творческие способности. Еще одним дарованием является самообновление. Все эти семь дарований уникальны для человека — животные ими не обладают. Но все они могут быть развиты в разной степени, занимая определенное место на шкале зрелости.


• С привычкой 1 (Будьте проактивны) ассоциируется самоосознание, или ответственность, — способность выбирать свой ответ, свою реакцию. На нижнем краю шкалы зрелости находятся неэффективные люди, которые полностью снимают с себя какую-либо ответственность, виня во всем других людей или обстоятельства — кого или что угодно, лишь бы самим не отвечать за результаты. Но если я обвиняю вас, значит я на самом деле возвышаю вас над собой. Я отдаю власть над собой вашим недостаткам. А потом я стараюсь добыть доказательства, поддерживающие мое мнение о том, что именно вы являетесь истинной проблемой.


На верхнем краю шкалы, отражающем большую эффективность, располагается самоосознание: «Я знаю свои склонности, действующие сценарии и программы, но я и эти сценарии — не одно и то же. Я могу переписать их». Вы сознаете, что сами творите свою жизнь. Вы не жертва обстоятельств или воспитания. Вы можете выбирать реакцию на любую ситуацию, на действия любого человека. Между происходящим с вами и вашей реакцией на происходящее есть пространство для маневра, определенная степень свободы. И чем больше вы пользуетесь этой свободой, тем шире становится это пространство. Работая в своем круге влияния и реализуя эту свободу, вы из «горячего реактора» (обладающего минимальным промежутком между стимулом и реакцией) постепенно превращаясь в холодного и ответственного «выборщика» — несмотря на гены, воспитание, детский опыт и окружающие обстоятельства. В вашей свободе выбирать реакцию и заключена возможность роста и достижения счастья.


Представьте, что было бы, если б каждый работник вашей компании действовал в согласии с такой установкой: «Качество начинается с меня. И для этого я должен принимать свои решения на основе тщательно отобранных принципов и ценностей». Активность развивает эту свободу. Она подчиняет ваши чувства вашим ценностям. Вы принимаете свои чувства как данность: «Я раздражен, сердит, расстроен. Я признаю эти чувства; я не отрицаю и не подавляю их. И теперь я знаю, что нужно делать. Я ответствен». В этом и состоит принцип ответственности: вы ответственны, вы способны дать ответ.


Так, продвигаясь по шкале зрелости, вы из жертвы обстоятельств превращаетесь в самостоятельную созидательную силу, осознавая в себе свободу выбирать свой ответ, свою реакцию в любых условиях.


• С привычкой 2 (Мысленно начинайте с конца) связан дар воображения и совести. Если вы программист, напишите программу. Определите для себя, что вы собираетесь делать с тем временем, талантами и инструментами, которые даны вам для работы: «В своем маленьком круге влияния я сам намерен решать, что мне делать».


Люди, располагающиеся на нижнем краю шкалы зрелости, ощущают тщетность своих целей и усилий по совершенствованию. Ведь если вы совершенно беспомощная жертва, если вы продукт внешнего воздействия, как вы реально можете повлиять на что-либо? И вы мечетесь по жизни, надеясь на благоприятное стечение обстоятельств, на то, что внешние условия могут оказаться позитивными, так что вам удастся снискать-таки хлеб насущный и, может быть, немного масла к нему.


На другом конце шкалы поселилось чувство надежды и предназначения: «Я мысленно создал свое будущее. Я вижу его, я способен представить, каким оно будет». Животные на это не способны. Они инстинктивно накапливают орехи на зиму, но они не могут соорудить машину по производству орехов, как не могут и задаться вопросом: «Зачем я собираю эти орехи? Почему бы мне не устроить так, чтобы кто-то другой собирал эти орехи для меня?». Только люди могут ставить и изучать такие вопросы. Только люди обладают способностью мысленно представить новый образ действий и сознательно реализовать свое представление.


А причем здесь совесть? Притом, что для обеспечения эффективности ваша совесть должна отслеживать все, что вы воображаете, представляете, придумываете. Люди, которые пытаются действовать творчески, но без участия совести, в лучшем случае разменивают свои творческие таланты на «консервированные блага» —материальные ценности и социальные награды. Это создает в их жизни безнадежный перекос. Они могут говорить красивые слова о жизненном балансе, но на самом деле их конституция написана на мясистых табличках их селезенки.


Я с удовольствием наблюдаю, как лауреаты премий Академии кинематографического искусства большей частью сочетают творчество с совестью. Например, в фильме Кевина Костнера «Танцы с волками с хорошо говорится об американских индейцах. Академия понимает, что киноиндустрия оказывает огромное влияние на общество, силой творчества повышая социальную ответственность.


Потренируйтесь в использовании этих двух уникальных человеческих способностей: представьте, например, как после трудового дня вы возвращаетесь вечером домой и обнаруживаете свой дом в ужасном состоянии: там полный разгром.


Никто свою работу не сделал; все обязательства оказались невыполненными. А вы такой уставший и разбитый.


Теперь представьте, что вы реагируете на эту ситуацию зрелым, мудрым, сдержанным образом. Вообразите, как это подействует на ваших домочадцев. Вы никого не упрекаете. Вы веселы, приятны в обращении, готовы помочь. Ваше поведение затронет совесть окружающих и позволит осуществиться тому, что было между вами согласовано.


Проделав это упражнение, вы использовали два уникальных человеческих дарования: воображение и совесть. Вы не полагались на память; если бы вы полагались на память или прежний опыт, вы могли бы потерять хладнокровие, предвзято судить о людях и видеть ситуацию в черном свете. Память содержит ваши прежние реакции на те же или похожие стимулы. Память привязывает вас к прошлому. Воображение нацеливает вас на будущее. Ваш потенциал неограничен, но чтобы его реализовать в полной мере, вы не должны оглядываться на обстоятельства.


В своей книге «Человек в поисках смысла» Виктор Франкл, австрийский психиатр, переживший в годы второй мировой войны нацистские лагеря смерти, рассказывает о свободе выбора своей реакции в ужасающих условиях. Однажды он был подвергнут жестоким экспериментам на своем теле. И тогда он сделал открытие: «Я имею власть выбирать». И он начал поиски смысла. Он поверил в то, что если у человека есть смысл жизни (предназначение, дело, ради которого стоит жить), если он знает, зачем жить, он сможет выжить при любых обстоятельствах.


Это открытие определило его профессиональную карьеру. Он воспитывался на фрейдистской традиции психического детерминизма, но потом понял, что это неправильно, это не научная теория. Этот подход основывался на изучении больных — невротиков и психопатиков, а не исследовании здоровых, творческих людей. Франкл решил «отказаться» от памяти и обратиться к совести и воображению.


Вы тоже можете переместиться по шкале от безысходности укоренившихся привычек к вере, надежде и внутреннему чувству безопасности через проявление совести и воображения.


• С привычкой 3 (Уделяйте главное внимание главным вещам) связан дар силы воли, а нижнем краю шкалы располагаются безынициативность, безответственность, отсутствие силы воли. На верхнем краю — в высшей степени дисциплинированная жизнь, сосредоточенная на важнейших, но не обязательно срочных потребностях. Вы обретаете огромную силу рычага и оказываете большое влияние на окружающий мир.


Привычки 1, 2 и 3 помогают вам из жертвы превратиться в творца, обрести надежду, дисциплинировать себя. Привычка 1 вводит в бон самоосознание, привычка 2 — совесть и воображение, а привычка 3 — силу воли. Эти способности уникальны для человека: животные ими не обладают. По мере вашего продвижения по шкале зрелости ваша жизнь перестает быть постоянным тушением пожаров и преодолением кризисов. Вы сосредотачиваетесь на важных, но не обязательно срочных вопросах и обладаете достаточной силой воли, чтобы ответить на них.


ОТ ПЕРВИЧНЫХ ДАРОВАНИЙ К ВТОРИЧНЫМ


Реализация первичных человеческих дарований позволяет эффективнее использовать вторичными способности.


• С привычкой 4 (Мыслите в духе обоюдной победы) связан дар менталитета изобилия. Почему? Потому что ваше чувство безопасности обеспечивается принципами. Все видится через призму принципов. Когда ваша супруга совершает ошибку, вы ее не обвиняете. Почему? Потому что ваше чувство безопасности не требует, чтобы ваша супруга жила в соответствии с вашими ожиданиями. Если ваш сын, муж, друг или начальник допускают ошибку, вы не обвиняете их, вы им сочувствуете. Почему? Потому что ваше чувство безопасности исходит не от них. Оно внутри вас. Вы сосредоточены на принципах.


Становясь в большей мере принцип-центричными, люди любят делиться признанием и властью. Почему? Потому что жизнь — не пирог, имеющий ограниченные размеры. Представление об ограниченности ресурсов ущербно. Великие способности людей востребованы еще в очень незначительной мере. Менталитет изобилия приносит больше доходов, власти и признания каждому человеку.


Продвигаясь по шкале зрелости, вы сменяете дефицитное мышление менталитетом изобилия через чувство собственного достоинства и искреннее желание достичь взаимной вы годы.


• С привычкой 5 (Сначала старайтесь понять, потом быть понятым) связан дар мужества, уравновешенного чуткостью. Требуются ли мужество и чуткость, чтобы не стремиться в первую очередь быть понятым? Поразмыслите над этим. Думая о своих проблемах, вы хотите высказать их: «Ты должен понять меня, но не понимаешь. Я-то тебя понимаю, а ты меня не понимаешь. Поэтому дай мне сначала высказать свое мнение, а потом ты скажешь все, что хочешь сказать». А другой человек отвечает: «Ладно, я попробую тебя понять». Но «слушая» вас, он на самом деле готовится ответить. Он только делает вид, что слушает, он слушает избирательно. Когда вы показываете собеседнику семейные фотографии или рассказываете очередную главу из своей биографии, он отключается, если не ощущает себя понятым.


А что происходит, если вы по-настоящему слушаете собеседника? Трансформируется вся ваша связь с ним: «Хоть кто-то начал слушать меня; он, казалось, упивался моими словами. Он не соглашался и не спорил, он просто слушал, и мне казалось, что он смотрит на мир точно так же, как и я. И по ходу дела я обнаружил, что сам слушаю себя. Я начал ощущать свою ценность».


Корнем почти всех человеческих проблем является проблема коммуникации: люди не умеют слушать с сопереживанием и искренним участием. Они слушают, ориентируясь на свой жизненный опыт. Придерживаясь собственной системы координат, они говорят: «Чем я могу угодить этому человеку? Он требует усиления контроля. Минуточку, но я же менеджер, мне дана власть. Я поставлен сюда, чтобы говорить, а не слушать. Когда мне понадобится ваше мнение, я вас выслушаю». Умение слушать требует сдержанности, уважения, почтения к собеседнику. А умение добиться понимания требует мужества и чуткости. На шкале зрелости вы переходите от инстинктов «дать бой или бежать» к зрелому двустороннему общению, где смелость уравновешивается чуткостью.


• С привычкой 6 (Стремитесь к синергии) связан дар творчества — созидания чего-то нового. Как? Самостоятельно? Нет, через общение двух уважающих друг друга умов, которые рождают на свет решения намного лучшие, чем предлагались каждой стороной изначально. Большинство переговоров представляют собой взаимное оспаривание занимаемых позиций, и лучшим их итогом может быть разве что компромисс. Но если вы стремитесь к синергии, вы оставляете своп позиции. Вы понимаете фундаментальные потребности и интересы обеих сторон и находите решение, наилучшим образом удовлетворяющее всех.


Два гарвардских профессора, Роджер Фишер и Уильям Юри, в своей книге «Путь к согласию» описывают совершенно новый подход к ведению переговоров. Традиционный подход предполагает наличие двух противоположных позиций: «Я хочу открыть окно». — «Нет, пусть будет закрыто». — «Нет, откройте!» — с возможным достижением компромисса в виде полуоткрытого окна половину времени. Авторы же ищут возможность синергии: «Зачем его открывать?» — «Мне нужен свежий воздух. А почему вы хотите, чтобы оно было закрыто?» — «Я боюсь сквозняков». — «Что можно сделать, чтобы был свежий воздух и не было сквозняка?». Теперь двое уважающих друг друга и понимающих потребности друг друга творческих людей могут прийти к таким вариантам решения: «Давайте откроем окно в соседней комнате. Давайте переставим столы. Давайте откроем форточку. Давайте включим кондиционер». Они ищут альтернативные решения, отказавшись от глухой обороны своих первоначальных позиций.


Когда возникают разногласия, скажите: «Давай поищем выигрышное для обоих решение. Давай выслушаем друг друга. Чего ты хочешь?» — «Мне хотелось бы посмотреть такой-то фильм. А тебе чего хочется?». Может быть, вы подберете фильм или иное занятие, которое удовлетворит вас обоих. И при этом вы узнаете, о чем думает ваш собеседник. Вы укрепляете связывающие вас узы, наращиваете эмоциональный банковский счет, и окружающие проявляют готовность подчинить свои мимолетные прихоти интересам долгосрочных отношений.


Одно из важных обязательств, которое вы должны взять на себя в семенной и профессиональной жизни, - никогда не сплетничать. Всегда будьте лояльны к отсутствующим, если хотите сохранить хорошие отношения с присутствующими Если у вас возникают проблемы в отношениях с каким-либо человеком, отправляйтесь прямо к нему и постарайтесь решить все вопросы тет-а-тет. Если вы отказываетесь чернить кого-то за спиной перед лицом другого человека, что этот человек узнает о вас? То, что когда кто-то будет сплетничать в его отсутствие, вы в этом участвовать не будете.


Например, когда человек умирает и оставляет завещание или когда супруги разводятся и вступают в новый брак, в семье почти всегда создается эмоциональное напряжение. Члены семьи, которые чувствуют себя обиженными или обманутыми, зачастую чернят других членов семьи. Только подумайте, насколько меньше было бы боли и злобы, если бы они придерживались двух фундаментальных принципов: 1) люди и отношения в семье важнее материальных вещей (на смертном одре человек никогда не говорит о времени, проведенном на работе, — он говорит о близких людях) и 2) при возникновении проблем или разногласий в отношениях с кем-либо решайте их в присутствии этого человека. Мы сами отвечаем за свои установки и свое поведение и можем выбирать свою реакцию на обстоятельства. Проявляя мужество и чуткость, мы можем открыто общаться друг с другом, достигая взаимовыгодных решений.


На шкале зрелости мы продвигаемся от глухой обороны своих позиций сначала к компромиссному взаимодействию, а потом к синергичному и творческому поиску альтернатив.


• С привычкой 7 (Затачивайте пилу) связан уникальный дар постоянного самосовершенствования, или самообновления, позволяющий преодолеть энтропию. Если вы не будете постоянно совершенствоваться и обновляться, вы попадете в черную дыру энтропии, застойных систем и стилей. На одном конце шкалы находится энтропия (стагнация, застой), а на другом — постоянное совершенствование и обновление.


Я надеюсь, что это возвращение к семи привычкам поможет вам более полно использовать семь уникальных человеческих способностей на благо других людей.


Источник: www.franklincovey.com


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий